Психосоматический кашель у ребенка: причины, как лечится

Содержание
  1. Психосоматический кашель у ребенка – причины, как лечить
  2. Симптомы и диагностика
  3. Психическое здоровье и кашель
  4. Лечение
  5. читайте также
  6. У ребенка месяц не проходит кашель. в чем причина?
  7. Получите бесплатный доступ к просмотру вебинараКонстантина Довлатова
  8. Как кашель у ребенка трактуется в психосоматике?
  9. На что просят обратить внимание известные авторы по психосоматике
  10. Ваш ребенок не излечится от кашля, если вы не пересмотрите свои мысли
  11. Что рекомендует Луиза Хей по психосоматике сухого кашля
  12. Прогрессивные методы Духовной Интеграционики позволят отыскать ключевой симптом в психосоматике сухого кашля
  13. Что еще можно сделать, чтобы ребенок стал более здоровым?
  14. Психогенный кашель у детей и взрослых: лечение, симптомы
  15. Симптомы психогенного кашля
  16. Лечение психогенного кашля
  17. Психогенный кашель у детей
  18. Психогенный кашель у взрослых
  19. Как лечить психогенный кашель
  20. Психосоматический кашель у ребенка: причины, советы родителям, психотерапия
  21. Важно знать
  22. Как найти причины заболевания?
  23. Стресс
  24. Переживания
  25. Окружение
  26. Как вылечить психосоматический кашель у ребёнка?
  27. Психотерапия
  28. Создание благоприятного окружения
  29. Налаживание доверительных отношений
  30. Советы родителям

Психосоматический кашель у ребенка – причины, как лечить

Психосоматический кашель у ребенка: причины, как лечится

Традиционный взгляд на кашель заключается в том, что он вызван инфекционными вторжениями и такими заболеваниями, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, астма, риносинусит, патологии легких, бронхит.

Либо же он является ответом организма на попадание некоторых действующих компонентов медикаментов или воздействие окружающей среды, например, вдыхание табачного дыма. Считается, что выявление и ликвидация таких факторов уменьшит или устранит респираторный симптом.

Термин «психогенный» или «психосоматический» используется для обозначения кашля без очевидной соматической этиологии. Он не поддается традиционному лечению противокашлевыми средствами. Имеет психиатрическую или психологическую основу.

Психогенный кашель может возникать самостоятельно в результате психотравмирующего события либо при продолжительном воздействии стрессоров. Либо же он может проявиться на фоне хронического соматического заболевания различной этиологии. В такой ситуации кашель влияет на восприятие симптомов и искажает клиническую картину болезни.

В большинстве случаев при психосоматическом кашле у ребенка определяются иные признаки психоэмоционального неблагополучия. Психологические симптомы часто ослабевают после устранения болезненного для малыша фактора, которым может являться хроническое физиологическое заболевание и связанные с ним ограничения.

◖Лечение аллергии через перепроживание психотравм в гипнозе. Регрессивный гипноз и гипнотерапия.◗
◖Лечение аллергии гипнозом. Психосоматика аллергии◗

Симптомы и диагностика

В классической литературе кашель считался психогенным, если он возникает внезапно без очевидной причины, сохраняется, несмотря на проводимое лечение, имеет такие характеристики, как гудящий и лающий, отсутствует во время сна или связан с психическим расстройством. Однако такие критерии оценки подвергаются критике сторонниками психосоматической медицины.

В исследовании и диагностике психосоматического кашля есть трудности и ограничения. В 2014 году Haydour провел систематический обзор литературы, касающейся психогенного, привычного и тикового кашля. Было изучено 18 исследований с участием 233 пациентов.

Этот обзор показал, что методологическое качество обследования больных было низким. Диагностические критерии ограничивались описанием респираторных симптомов самим пациентом. Контрольные группы и утвержденные инструменты оценки кашля не использовались.

Существовала неоднородность определений и диагностических критериев. Была высокая вероятность систематических ошибок.

Критерии диагностики психосоматического кашля ограничены.

Например, лающее гудящее звучание считается характерной чертой психогенного кашля, однако только 8 из 18 исследований сообщили об этой конкретной характеристике.

Указывается, что лающие звуки определяются при таких заболеваниях, как трахеомаляция (размягчение опорных хрящей трахеи) и бронхоэктазы (стойкие необратимые расширения бронхов).

Часто сообщается, что психогенный кашель отсутствует ночью.

Однако такой рефлекторный ответ на фоне органических заболеваний, таких как бронхит и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, может также отсутствовать или уменьшаться в ночные часы.

Только в 4 из 18 исследований сообщалось о коморбидных психических расстройствах, и только в трех из них был установлен официальный психиатрический диагноз.

Очевидно, что признаки психогенного кашля, описанные в литературе, не являются уникальными и достаточными для дифференциальной диагностики. Поэтому не следует использовать наличие или отсутствие ночного кашля, лающее или гудящее звучание для подтверждения или исключения психосоматического заболевания.

У детей с постоянно доставляющим беспокойство покашливанием допустимо применять наличие депрессии, страхов или тревоги в качестве диагностических критериев психогенного нарушения.

Это объясняется тем,что у маленьких пациентов с длительно текущим болезненным состоянием практически всегда развиваются психоэмоциональные нарушения и могут возникнуть психосоматические аномалии.

У детей с кашлем, который остался необъяснимым с медицинской точки зрения после всесторонней оценки, часто определяется подавленность, отвлекаемость, внушаемость, изменчивость настроения, наличие тревожного предчувствия.

У педиатрических пациентов психосоматический диагноз может быть подтвержден путем проведения медицинского гипноза или комбинацией психотерапевтических методик и психологического консультирования.

Гипноз: отзыв о лечении гипнозом кожных заболеваний (красный лишай).

Гипноз: отзыв о лечении фобии собак (кинофобия).

Психическое здоровье и кашель

Непрекращающийся сухой кашель может быть тревожным симптомом, но в некоторых случаях он не связан с физической причиной. Вместо этого респираторные симптомы имеют психологические корни. Чаще всего это происходит при стрессе или нервозности. Кашель может быть признаком беспокойства ребенка.

Одним из наиболее распространенных симптомов страха и беспокойства является гипервентиляция, когда дыхание становится слишком частым и поверхностным.

Нерегулярное дыхание и недостаточное снабжение кислородом раздражают горло и могут вызывать ощущение, будто движение воздуха по дыхательным путям ограничено. Поэтому может показаться, что кашель облегчит эти симптомы.

Однако во многих случаях это не дает никакого эффекта, и вместо этого развивается длительный стойкий кашель. При этом ребенок может даже не осознавать, что кашляет.

Респираторные симптомы нередко усиливаются во время стрессовых переживаний, например, во время экзаменов. Некоторые дети также начинают кашлять, когда изо всех сил пытаются подобрать правильные слова, например, на важной встрече, поскольку это действует как заполнитель времени, пока мозг отчаянно пытается придумать хороший ответ.

Следует помнить, что между психическим здоровьем и хроническим кашлем существует сложная взаимосвязь. Термин «психогенный» подразумевает, что психологические проблемы являются этиологическим фактором развития хронического кашля. Кроме того, у некоторых малышей появление психоэмоциональных расстройств может быть результатом продолжительного нездоровья.

Очень часто длительное время, необходимое для постановки точного диагноза, постоянный прием медикаментов вызывают у детей сильный стресс.

Кроме того, на их психическое здоровье влияют многочисленные физические, социальные и эмоциональные побочные эффекты, такие как ограничения в повседневной активности, отказ от привычной деятельности, трудности в межличностных отношениях, стрессовое недержание мочи, страх общения

Психологические симптомы часто исчезают или уменьшаются после успешного психотерапевтического лечения хронического кашля. Например, Дикпинигайтис сообщил о положительных результатах по шкале депрессии CES-D у 53% пациентов, прошедших курс психотерапии.

Средний балл по опроснику CES-D снизился с 18до 7 после 3 месяцев лечения. При этом ни один из пациентов не принимал антидепрессанты.

Это исследование показывает, что депрессивная симптоматика часто встречается у пациентов с хроническим кашлем, но она улучшается после психотерапии.

Точно так же French применял шкалы депрессии, беспокойства и дистресса на исходном уровне, через три и шесть месяцев после лечения. Симптомы значительно уменьшились уже после трех месяцев психотерапевтического вмешательства. Улучшение показателей депрессии и тревоги показывает, что психоэмоциональные расстройства, если они присутствуют, часто являются побочным эффектом, а не причиной кашля.

Хотя психические проблемы могут быть результатом хронического кашля, респираторные симптомы чаще встречаются у детей с психологическими проблемами. Наиболее частыми доменами были тревога, бессонница, социальная дисфункция и тяжелая депрессия.

В исследовании с участием 600 человек сравнивались ответы на вопросник по респираторным симптомам ATS-Q с показателями индекса психических симптомов PSI.

Обнаружилась положительная связь между респираторными симптомами, включая кашель, мокроту, хрипы и одышку, и подшкалами PSI тревожности, гнева, депрессии и когнитивных нарушений.

Дети, у которых в анамнезе есть психические расстройства, представляют собой диагностическую дилемму. Часто неясно, способствовали ли психологические проблемы развитию или сохранению симптомов кашля или они являются отдельной сопутствующей проблемой.

Необходимо подтвердить природу причинной связи в этих отношениях, и не следует чрезмерно истолковывать сосуществование психологических проблем как причинно-следственные связи. Это различие может быть полезно для выявления причин, способствующих психосоматическому заболеванию, и для облегчения выбора метода лечения.

Испытания не медикаментозных средств, такой как гипноз и когнитивно-поведенческая терапия, могут быть полезными для адекватной медицинской оценки.

Некоторые родители возмущаются, когда их детей называют страдающими психоэмоциональными расстройствами.

Поэтому требуется чуткое и тактичное обсуждение психологических вопросов, внимательное изучение личного и семейного анамнеза ребенка, оценка условий его жизни.

Регулярный скрининг на тревожность и депрессию, беседа с маленьким пациентом и членами его семьи позволяет выявить психологические проблемы и избрать стратегию помощи.

Пример из практики

На приеме 15-летняя девушка, некурящая, не принимающая лекарств, не имевшая ранее установленной аллергии. Пациентка обратилась к педиатру по поводу приступов кашля в течение 9 недель.

Респираторный симптом возник и продолжался после лечения инфекции верхних дыхательных путей антибиотиками (амоксициллин/клавулановая кислота) и антигистаминными препаратами (гидроксизин).

Кашель был описан как жестокий, непродуктивный, происходящий каждые несколько минут, нарушающий речь, учебу и повседневную деятельность, но не сон, потому что он исчезал ночью.

Физикальное обследование, включая оценку ЛОР-органов, не выявило заметных поражений.

Никакой органической этиологии не было установлено при дальнейших медицинских исследованиях, включая рентген легких и носовых пазух, кожный тест на аллергию, спирометрию с бронхиальной пробой, УЗИ щитовидной железы и компьютерную томографию грудной клетки.

Фармакологическая терапия антигистаминными, противоотечными средствами, ингаляционными кортикостероидами, бронходилататорами оказалась неэффективной. Испытания подавления кислотности и модификации диеты также потерпели неудачу.

Пациентке и родителям была предложена консультация психотерапевта. Во время беседы девушка сообщила о депрессивных симптомах. Она связала их с учебным стрессом, который начался за 2 месяца до приступов кашля, когда ее перевели в новую школу.

Психотерапевт заметил, что кашель присутствовал всегда, когда она рассказывала о своих переживаниях, связанных с учебой.

Это наблюдение в сочетании с отрицательными результатами диагностических тестов, отсутствием ответа на терапию и клиническими характеристиками кашля, вызвало подозрение на психогенную этиологию.

Был начат курс еженедельной когнитивной психотерапии в дополнение к антидепрессивному лечению сертралином. Через пять недель кашель исчез, а депрессивные симптомы уменьшились. В последующие двенадцать месяцев рецидивов не было.

Гипноз: отзыв врача о лечении аллергии и социофобии с помощью гипнотерапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Лечение

Существует несколько стратегий, которые полезны при ведении детей с подозрением на психогенный кашель.

После исключения серьезных и часто встречающихся заболеваний целесообразно сосредоточить внимание на контроле симптомов, а не на причине проблемы.

Подходы, использующие контроль симптомов, учат ребенка определять ощущения, вызывающие кашель, и применять стратегию подавления респираторных симптомов.

Часто возникнуть необходимость убедить малыша в отсутствии серьезного заболевания и в том, что во многих случаях невозможно определить причину респираторных симптомов. Терапевтическая программа разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить активное участие пациента.

Поведенческая терапия включает вырабатывание у ребенка уверенности в том, что кашель бесполезен,и что его можно безопасно подавить, несмотря на провоцирующее ощущение.

Терапевтический процесс направлен на то, чтобы научить пациентов добровольно контролировать свое поведение при кашле.

Полезным инструментом в лечении является когнитивно-поведенческая терапия, поскольку она меняет то, как человек реагирует на ситуацию. Она учит, как положительно воспринимать стрессовые ситуации, как уменьшать симптомы пережитого беспокойства.

Действенным и проверенным средством в лечении психосоматических расстройств выступает гипнотерапия. В арсенале гипнотерапевта два надежных механизма – введение в транс и внушение.

Погружение ребенка в трансовое состояние позволяет беспристрастно изучить его личную историю, установить обстоятельства, спровоцировавшие развитие кашля, обнаружить триггеры, усиливающие респираторный симптом. Транс, представляющий собой полудрему, уже сам по себе имеет целительную силу, поскольку в этом природном состоянии происходит полное расслабление и умиротворение.

В трансовом состоянии нормализуется процесс дыхания, устраняются спазмы и зажимы, стабилизируется ритм сердца. Такая естественная релаксация активирует внутренний потенциал организма к исцелению.

После того, как врач установит причину психосоматического сбоя, он путем внушения поможет откорректировать восприятие травмирующих факторов. То, что ранее для ребенка было пугающим, страшным, ужасным становится приемлемым и нейтральным.

Гипнотерапевт направит ребенка на поиск безболезненного выхода из тяжелой ситуации. Адресуемые подсознанию установки очищают внутренний мир от переживаний, невысказанных претензий и обид, усвоенных бесполезных шаблонов мышления и поведения.

Нейтральная оценка прошлого, позитивное восприятие настоящего, оптимистичный взгляд на будущее устранят необходимость использовать защитный механизм – кашель.

Свободное от страхов и тревог внутреннее пространства дадут возможность ребенку целиком принимать себя таким, какой он есть – со своими достоинствами и недостатками.

Гипноз – магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

Загрузка…

читайте также

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-fobiyah/psihogennyiy-kashel-u-detey.html

У ребенка месяц не проходит кашель. в чем причина?

Психосоматический кашель у ребенка: причины, как лечится

Кашель — наиболее волнующая тема родителей в детских болезнях.

Бесконечный надрывный кашель ребенка. Уже все силы вымотаны как у ребенка, так и у мамы. Перепробованы куча лекарств, врачи выписывают все новые и новые рекомендации, пройдены курсы физиолечения и прогреваний. И если вы не найдете психосоматику кашля у ребенка, то ребенок как кашлял, так и будет кашлять.

Получите бесплатный доступ к просмотру вебинара Константина Довлатова

Хотите узнать о психосоматике больше — переходите по ссылке ниже

Как кашель у ребенка трактуется в психосоматике?

Кашель — это реакция тела на чужеродные вещества, которые попадают в организм при вдыхании, когда нужно избавиться от этих веществ — парасимпатическая реакция.

Соответственно, психический фактор, который может повлиять на развитие болезни, это когда у ребенка появиться навык выводить из себя негативные эмоции.

Приходите на бесплатный вебинар Константина Довлатова «Как жизненные кризисы превращать в ресурсы«.

Вы узнаете, как не только решить любую проблему, но и получить от нее пользу. 

Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок выражать свои негативные эмоции: злиться, говорить о своем страхе, выражать недовольство, отвращение к чему — либо.

Это основные эмоции, которые нужно помочь своему ребенку проявлять. Воспитывать эмоциональную грамотность. Рассказывать ребенку, озвучивать, что с ним происходит.

На что просят обратить внимание известные авторы по психосоматике

Кашель у ребенка в своих трудах по психосоматике известная во всем мире Луиза Хей объясняет такой важной причиной, как ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ.

Проблема в основном кроется в родителях, они сами не понимают, что с ними происходит, какие эмоции они чувствуют. Они сами не могут и не умеют выражать свои эмоции.

Поэтому она предлагает работать сразу в двух направлениях: с родителями, с близкими окружающими людьми, то есть социумом, в котором находится ребенок и с самим ребенком.

Часто бывает так, что семья очень интеллигентная, но есть много конфликтов в семье, невыраженных, невысказанных. Потому что все очень приличные, ругаться нельзя, высказывать тоже. У папы и мамы друг к другу куча претензий, но высказывать их нельзя — это неприлично. Да и вроде и придраться не к чему, а внутри кипит.

Часто ребенку навешивают такой ярлычок: “Да ты же у нас хороший. А хорошие дети, не ссорятся, не скандалят, не злятся, не возмущаются.”

Появляются потребности о которых ребенок не сказал. И кроме, как заболеть, он никаким другим способом о себе заявить не может.

И если у ребенка во время болезни появляется возможность освободиться от этой застоявшейся энергии возмущения недовольства, он выздоравливает, и на какое — то время его хватает.

Ваш ребенок не излечится от кашля, если вы не пересмотрите свои мысли

Если же родители не знают этих тонких причин, а все думают что их чадо заболело от того, что ноги замочил, переохладился, попил холодной воды, съел мороженое, надышался холодным воздухом, они не смогут помочь своему ребенку; и кашель дальше будет продолжаться.

Ключевым фактором появления кашля является ЗАПРЕТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ.

Учиться распознавать свои чувства и работать с ними. Исследовать свой организм. Понять, что у вас есть еще психическая составляющая болезни, от которой зависит полное излечение. Понять, что здоровье связано с эмоциями.

Если вы боитесь, что кашель перейдет в психосоматику болезней легких, например,  пневмонию, то обязательно проходите обследования, оставайтесь под наблюдением.

Что рекомендует Луиза Хей по психосоматике сухого кашля

Родители должны помочь своему ребенку с кашлем освобождаться от застрявших эмоций.

Для этого нужно донести до ребенка, что в первую очередь нужно полюбить себя, используя специальные установки.

А если ребенок маленький, до семи лет, то нужно работать с собой. Так как до семи лет ребенок сильно связан энергетическими каналами со своими мамой и папой. И если будет изменяться мама, то по своим каналам она будет эти изменения передавать своему малышу.

Для исцеления психосоматики кашля Луиза Хей рекомендует родителям многократное повторение позитивного утверждения:

«Я — источник любви. Я позволяю любви течь по моему телу, проникать в каждую его клеточку. Любовь наполняет меня силами. Меня замечают и высоко ценят. Меня любят. Я отпускаю все ограничения. У меня есть право быть самим собой».

Если не вмешиваться, то это кашель может длиться и длиться.

Прогрессивные методы Духовной Интеграционики позволят отыскать ключевой симптом в психосоматике сухого кашля

Методика была разработана Константином Довлатовым, который сначала на собственном опыте испытал ее целительное и трансформирующее действие. А потом уже предложил опробовать тысячам людей, которые, используя технологии методики, каждый день меняют свои жизни.

Методика активизирует скрытые ресурсы и способности. Используя которые вы будете принимать нужные решения, к вам будут притягиваться нужные люди. Вы сможете изменить внутри себя, освободившись от старого и ненужного, и напитаться новыми благополучными установками, что в вашей жизни начнутся колоссальные изменения.

Любые причины, даже самые скрытые, которые вы искали на личных консультациях у психотерапевтов, а так и не смогли найти, начнут просто выходить наружу. Мир вам буквально начнет давать подсказки.

“Твой ребенок кашляет, посмотри его постоянно упрекают, не дают высказаться. Он боится сказать, что учитель на него постоянно ругается.”

Практики настолько мощные, что будете меняться вы и все ваше окружение. Близкие, родные люди сильно почувствуют изменения. Они начнут выздоравливать, избавляться от старых ненужных привычек, дети подтянутся в учебе, окрепнут, перестанут болеть бесконечными простудными заболеваниями.

Изменения происходят по причине того, что вы снимаете психологические блоки, которые не дают прийти изменениям. Снимаете их не только у себя, но и у любимых людей, лишь только работая с собой.

Что еще можно сделать, чтобы ребенок стал более здоровым?

Самым распространенным и эффективным методами лечения кашля у детей, если не учитывать психосоматику детского кашля является народная медицина.

  • Первое, чем можно облегчить кашель — это сделать ингаляцию на травах. Заварите такие травы, как липа, душица, календула. Горячий раствор налейте в чашку, накройте ребенка полотенцем, дайте ребенку подышать исходящим травяным паром.
  • Для облегчения кашля заварите корень солодки, 1 столовую ложку на стакан кипятка, и давайте пить этот настой в течение дня. Также можно принимать сироп солодки три раза в день по чайной ложке.
  • Разотрите на ночь, согревающими мазями грудь и спинку ребенка. Укутайте в шерстяной платок и оставьте на 3-4 часа.

Но бывает так, что методы народной терапии помогают на время, и через две недели кашель возвращается. Тогда уже следует поискать причины на более глубинном уровне психосоматике.

Источник: https://www.dowlatow.ru/zdorove/psihosomatika/u-rebenka-mesyac-ne-prohodit-kashel-v-chem-prichina/

Психогенный кашель у детей и взрослых: лечение, симптомы

Психосоматический кашель у ребенка: причины, как лечится

Психогенный или привычный кашель чаще беспокоит маленьких детей и подростков, но и взрослые сталкиваются с таким явлением.

Он сложно поддается лечению и может продолжаться очень долгий период, мешая вести привычный образ жизни. При комплексном подходе с ним можно справиться.

Важно знать, что собой представляет психогенный кашель у детей и взрослых – лечение, симптомы и меры его профилактики.

Симптомы психогенного кашля

Психогенный кашель – невротическое нарушение, сопровождающееся приступообразным кашлем без патологий органов дыхания. Код МКБ-10 – F45.33.

Психогенное респираторное нарушение объясняется пациентами, как ощущение нехватки воздуха. Симптомы психогенного кашля достаточно специфические, что позволяет определить тип нарушения. Частые и короткие дыхательные движения могут чередоваться с долгими вдохами, которые влекут за собой чувство облегчения. После снова следует задержка дыхания.

Справка! Частота дыхательных движений имеет волнообразный характер с постепенным нарастанием.

Особенности проявления психогенного кашля:

  • начинается у детей до 4 лет, но чаще беспокоит в период с 4 до 8 лет;
  • кашель случается только в дневное время, ночью никогда не беспокоит;
  • носит сухой, постоянный и навязчивый характер;
  • какие-либо другие симптомы респираторного нарушения отсутствуют;
  • быстрый разговор способствует устранению кашля;
  • противокашлевые средства не дают никакого результата;
  • усиливается в подростковый период;
  • чаще всего полностью проходит до 18 лет.

Привычный кашель становится серьезной проблемой для ребенка и взрослого. Частые приступы мешают социальной активности. Иногда человеку приходится отказываться от своей деятельности. При этом в ночное время, во время сна явление совсем не беспокоит.

Обычно при таких проявлениях назначают лечение бронхита или бронхиальной астмы. Однако результат терапии полностью отсутствует, тогда и проводится дополнительная диагностика, в процессе которой становится понятно, что речь идет о психогенном кашле.

Второе название нарушения – вокальный тик. Появилось оно после недавних исследований. Такое название связано с тем, что кашель может быть обусловлен сокращением ых связок, а это разновидность тика. Но такое открытие не решает проблемы. Причины тика все еще плохо изучены, не говоря уже об эффективных способах устранения.

Лечение психогенного кашля

Основное лечение психогенного кашля заключается в проведении психотерапии. Методика подбирается индивидуально. Крайне важным моментом в терапии будет осознание пациентом природы нарушения. Психотерапевт может применять речевую терапию, релаксацию, гипноз, дыхательную гимнастику и другие методики, которые хорошо себя зарекомендовали.

Общие принципы терапии:

  • создать комфортные условия для исключения стрессовых факторов;
  • нормализовать режим дня, выделить достаточно времени для дневного отдыха и сна;
  • включить в график ежедневные упражнения, прогулки, дыхательную гимнастику;
  • ограничить продукты и напитки с кофеином;
  • следовать рекомендациям психотерапевта.

Справка! Врач может принять решение о назначении психотропных препаратов. Для детей дополнительно могут применяться методики отвлекающей терапии, обертывание грудной клетки, особые техники дыхания с пуговицей между губами.

Психогенный кашель у детей

По каким причинам может возникать психогенный кашель у детей:

  • основная причина – неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, жестокое обращение с ребенком и другие психотравмирующие факторы;
  • страх перед важными событиями, экзаменами, боязнь учителей, врачей;
  • чувство стыда и вины, если ребенок был сильно пристыжен;
  • повышенное внимание к ребенку во время заболевания, которое сопровождается кашлем, что может закрепить положительную ассоциацию;
  • копирование ребенком поведения взрослого человека, близкого родственника, авторитета, который страдает хроническим кашлем.

При таком нарушении для ребенка характерно демонстративное поведение, наличие других жалоб, активная речь и жестикуляция. Спровоцировать кашель довольно просто, коснувшись болезненной для ребенка темы.

В группу риска попадают дети со следующими особенностями:

  • талантливые и активные, постоянно занятые учебой, увлечениями, посещающие различные образовательные занятия;
  • конфликтные, с проблемным поведением;
  • столкнувшиеся с агрессией со стороны сверстников, родителей или других людей;
  • эмоционально чувствительные, со слабой стрессоустойчивостью, ранимые, невоспринимающие критику.

Когда есть подозрение на привычный кашель, нужно отвести ребенка на прием к психиатру. Также нужна консультация других врачей для исключения возможных заболеваний.

Психогенный кашель могут сначала принять за бронхиальную астму. Проблемой является тот факт, что далеко не каждый врач хорошо знаком с этим нарушением, поэтому довольно долго может проводиться бесполезное лечение.

Когда терапия не помогает, кашель носит постоянный и одинаковый характер, нужно обязательно проконсультироваться с психиатром или психотерапевтом. В 10% случаев хронический кашель имеет психогенное происхождение.

Психогенный кашель у взрослых

Психогенный кашель у взрослых является скорее исключением и чаще служит проявлением гипервентиляционного синдрома. Лечение длительное и комплексное. Кашель носит постоянный характер, он сухой, достаточно громкий. Приступы могут мучить месяцами и даже годами.

При проведении гормональной терапии результаты обычно отсутствуют, как и при использовании иных способов лекарственного лечения. Тщательная диагностика позволяет выяснить, что причинных заболеваний нет, тогда и ставится правильный диагноз.

Справка! Диагностировать психогенный кашель у взрослого человека довольно проблематично, ведь нужно обнаружить психогенное заболевание. При изучении анамнеза клиническая картина становится более понятной, как и патогенез нарушения. Нередко обнаруживается истеричное и атаксическое нарушения, а также это могут быть соматосенсорные расстройства.

Учитывая тот фактор, что до 18 лет вокальный тик проходит практически у всех, диагностика взрослого при подозрении на это нарушения должна быть более тщательной. Не исключено, что кашель является признаком еще скрытого заболевания, даже если все симптомы соответствуют психогенному расстройству.

Как лечить психогенный кашель

Перед тем как лечить психогенный кашель, необходима правильная диагностика с исключением ряда заболеваний. Нужен осмотр у нескольких врачей – терапевта, пульмонолога, гастроэнтеролога. Если патологии не обнаруживается, за лечение берется психотерапевт.

Характерной особенностью нарушения будет то, что у детей кашель проходит во время занятия любимым делом. На взрослых такая особенность обычно не распространяется, а хорошие результаты дает комплекс мероприятий с применением лекарств и психокоррекцией. Иногда достаточно употребления успокоительных средств.

В тяжелых случаях назначаются следующие группы препаратов:

  • транквилизаторы;
  • противокашлевые средства.

У ребенка нарушение по возможности устраняется немедикаментозными мерами. Это гипноз, массажи, ванны, ароматерапия, дыхательная гимнастика, сеансы психотерапии. Полезными также будут травяные успокаивающие отвары и ингаляции. При отсутствии эффекта уже применяются те же препараты, что и для взрослых (транквилизаторы, противокашлевые, успокоительные).

Медикаментозное лечение имеет побочные эффекты. К примеру, знаменитый доктор Комаровский вовсе не рекомендует прибегать к использованию лекарств. Поводом к применению препаратов должна служить весомая проблема, мешающая нормальной жизни.

Практика показывает, что наиболее эффективны в лекарственном лечении нейролептики. Они практически всегда помогают избавить от вокального типа. Однако их длительное употребление может привести к головным болям, нарушению сна, гипертонусу мышц.

Для ребенка показаны самые малые дозы лекарств, которые со временем корректируются в зависимости от эффективности. Для самых маленьких также могут применяться ноотропы, общеукрепляющие средства для улучшения мозговой деятельности. При этом их польза при тиках не доказана. Основной эффект направлен на повышение стойкости к стрессовым факторам.

Ванны

Расслабляющие ванны будут одинаково полезны для взрослых и детей. Водные процедуры помогают успокоить нервную систему, ощутить положительные эмоции. Ребенок может играть в воде. После ванны сон будет здоровым и крепким.

Для лучшего эффекта в воду можно добавлять морскую соль и травяные настойки:

  • из ромашки – обладает седативным эффектом, успокаивает;
  • из лаванды – укрепляет нервную систему, улучшает микроциркуляцию;
  • из валерианы – успокаивает.

Отвары и настойки

Травяные отвары и настои могут применяться не только для расслабляющих ванн, но и для приема внутрь. Сборы можно купить уже готовыми в аптеке, заваривая дома по инструкции. Положительный эффект на нервную систему особенно хорошо оказывают валериана, пустырник, пион, чабрец, боярышник.

Готовить отвары можно с 3-х лет, но предварительно нужно обязательно проконсультироваться с врачом, ведь у ребенка может быть аллергия и непереносимость. Принимать успокаивающие средства лучше всего перед сном для расслабления, снятия стресса и укрепления нервной системы. Также можно пить успокоительные чаи в течение дня по несколько глотков.

Справка! Спиртовые настойки лучше принимать только взрослым. Они могут назначаться с 12 лет, но только после согласования с лечащим врачом.

Можно использовать следующие настойки:

  • элеутерококк – помогает справиться с нейрогенными болезнями, повышает общий тонус;
  • пустырник – успокаивает, избавляет от кашля на нервной почве;
  • корень пиона – полезен при неврастении, для успокоения и снятия судорог;
  • аралия маньчжурская – используется при депрессивном состоянии, хронической усталости, снижении тонуса, повышенной возбудимости нервной системы;
  • дягиль – эффективен при истеричном состоянии и судорогах;
  • сон-трава – хорошо показала себя в качестве успокаивающего средства при нервном тике;
  • боярышник – улучшает кровообращение головного мозга, снимает напряжение, применяется в лечении неврозов;
  • крапива – повышает тонус, заряжает бодростью.

Важно понимать, что применение отваров и настоек является лишь вспомогательной и профилактической мерой лечения. Основной упор делается на психотерапию.

Рекомендации для родителей

Чтобы помочь ребенку справиться с вокальным тиком, важно создать для него благоприятную обстановку в семье, чтобы он чувствовал себя защищенным и любимым.

Специалисты рекомендуют обратить особое внимание на то, когда именно ребенок начинает кашлять. Это может быть определенное время суток, нахождение с каким-то человеком, разговор о чем-либо.

Выявив триггер, можно попытаться его полностью убрать из жизни. Однако подходит это далеко не всем.

Куда лучше пытаться отвлечь ребенка, перебросить его внимание на что-то другое, чтобы это вошло в привычку.

Не менее важный фактор – отношение родителей к кашлю ребенка. Если акцентировать на этом внимание, проявлять повышенную заботу, избавиться от проблемы будет не так просто.

Напротив, следует сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя особенно хорошо в периоды, когда не кашляет.

Но во всем должен быть баланс, ведь если малыша игнорировать, когда ему плохо, это станет очередным стрессовым фактором.

Сильное нервное потрясение и хронический стресс – это ключевые факторы развития психоневрологических нарушений. Выход всегда есть. Для профилактики и лечение следует обращаться к психотерапевту, который хорошо знаком с неврологической природой расстройства.

Источник: https://chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru/psihogennyj-kashel-lechenie

Психосоматический кашель у ребенка: причины, советы родителям, психотерапия

Психосоматический кашель у ребенка: причины, как лечится

Психосоматический кашель у ребёнка – это в различных формах проявляющийся кашель, который не имеет физических объяснений (в том числе не имеет инфекционную природу), а развивается вследствие психологических состояний ребёнка.

Важно знать

Дети в большей степени склонны проявлять свои протестные реакции путём вовлечения физиологических процессов своего организма. Вспомним хотя бы детские истерики, когда малыш буквально отключается от внешнего мира, бьётся, кричит до икоты, что-то требуя. Если бы в такое состояние впал взрослый, ему понадобился не один час, а то и день, чтобы полностью восстановится.

А малыш через несколько минут уже играет в песочнице, как ни в чём не бывало. Таким образом он может поступать во всём: не хочется идти в садик, как вдруг у малыша поднимается температура, а когда его оставили дома, то к вечеру он может «резко выздороветь». Но, сегодня мы рассмотрим ситуации, когда кроха не может избавиться от кашля.

Итак, мы всей семьёй доблестно боремся с упомянутым кашлем. Очередной флакончик чудодейственного сиропа оканчивается, коклюш и прочие страшные вещи давно вычеркнуты из списка подозреваемых. Что делать далее?

Как найти причины заболевания?

Прежде чем задуматься о психосоматических причинах, конечно, стоит исключить аллергические проявления. Увы, но современные дети очень подвержены этим неприятным проявлениям.

Причём аллергенами могут выступать даже то, чего вы и представить не можете: химические соединения, присутствующие во всех синтетических тканях или вообще пыль.

Это провоцирует переход внешних реакций в длительный затяжной кашель.

Его отличительной особенностью, как правило, является его большая сила после сна и снижение тяжести во время прогулок (если он не связан с цветением). Ну, и склонность ребёнка к аллергическим реакциям в прошлом. Поэтому, сначала стоит исключить такую возможность. А вот, если пробы окажутся в норме, начинаем анализировать поведения самого ребёнка.

Внимательно следим:

  • не связан ли кашель (или его обострение) с присутствием/отсутствием матери;
  • не связан ли кашель малыша с запретами;
  • не связан ли кашель с походом в нелюбимые места (садик, бабушка);
  • не начинается ли кашель во время игры со старшими сестрами/братьями;
  • не связан ли кашель с приёмом пищи;
  • не связан ли кашель с конфликтами в семье.

Дело в том, что непреодолимое першение в горле и желание прокашляться могут возникать при сильном несогласии с тем, что делается или говорится рядом с малышом, при невозможности повлиять на обстановку. Своего рода эта реакция – подавленное желание крохи закричать о своём несогласии. И такое желание могут провоцировать:

Стресс

У детей таким стрессом может быть всё что угодно: нелюбимый садик или школа, проблемы во взаимоотношениях, ссоры в семье. Причём у него совсем другие понятия «ссоры» как таковой. Бабушка накричала на маму за то, что та «не так» ведёт хозяйство.

Мама покричала в ответ, что «это вообще не её дело». Для взрослых – это одна сторона медали. Но, для ребёнка происходит конфликт двух любимых и родных сторон. Он может чувствовать себя виноватым, что взрослые ругаются, а он не в силах это остановить. Потому что не знает, что сказать.

И таким образом, вместо слов, начинает кашлять.

Также, в случае неуверенности, у школьника могут начинаться приступы кашля во время контрольных, ответа у доски или во время нелюбимых предметов, которые ему сложно даются или учителя которых ему не нравятся.

Переживания

Однако, если объективных стрессовых причин нет, это ещё не значит, что у ребёнка нет своих «страшных переживаний».

Мама уходит на работу, и малыш чувствует себя брошенным; или рождение младших детей в семье заставляет чувствовать себя обделённым вниманием. Переживания превращаются в протест, протест ищет повод изменить ситуацию.

Ребёнок подсознательно пробует всё, в том числе и «заболеть». Хуже всего, что таким образом он добивается желаемого: мама сидит рядом, позабыв обо всем не свете. И такое поведение прочно закрепляется как «панацея».

Подобная ситуация может так же развиваться и после развода родителей, в этом случае стресс и переживания составляют единое целое воздействие.

Окружение

Окружение, которое доставляет дискомфорт ребёнку, может провоцировать психосоматический кашель. Такими «спусковыми механизмами» могут быть и одноклассники, и постоянно ссорящиеся близкие люди.

Но, иногда и вполне благополучная обстановка способна раздражать малыша и ущемлять становление его Я.

Ребёнка насильно «пичкают» нелюбимой едой; диктуют ему распорядок дня, абсолютно не соответствующий его интересам и темпераменту; вообще не считают его способным мыслить и выражать своё мнение.

А, возможно, старшие дети в семье тайком издеваются над ним, не давая возможности ответить. Всё это крайне гнетёт малыша и так же порождает своеобразный протест.

Как вылечить психосоматический кашель у ребёнка?

Прежде всего, запаситесь терпением. Если кашель уже утвердился как средство реакции ребёнка, и позволил добиться желаемого, он так просто может и не уйти. Существуют и совсем нетипичные варианты.

Например, случай ребёнка, в семье которого был очень жёсткий отец. Причём это была не физическая жестокость, а психологическая, когда права голоса были лишены все домочадцы.

Внешне же эта семья была самая что ни на есть «образцово-показательная».

Родители потратили много средств и усилий, борясь с «непонятным кашлем».

И удивительно, что после развода и переезда малыша с мамой в другую квартиру, что по логике вещей должно было усугубить ситуацию, в течении недели кашель бесследно исчез.

А на приёме у психолога ребёнок, рисуя новое место проживания, изобразил «много голубого воздуха». И это при том, что в начале работы малыш собственно на папу никогда не жаловался и описывал его строгим, но хорошим.

Так что важнейшим моментом в терапии такого кашля – установление чёткой причины, которая его провоцирует, и борьба непосредственно с ней. В крайних случаях, ребёнку могут назначить лёгкие успокоительные, но целесообразность их приёма решает только специалист.

Психотерапия

Для прояснения ситуации хорошо помогает психотерапия. Маме не всегда понятно, что дети, например, борются за её внимание. И она не всегда готова поверить в скрытую неприязнь к своим братьям или сёстрам со стороны малыша.

Часто ей легче обвинить в случившемся свекровь или учителя, отодвигая на второй план неудобную первопричину.

Но, здоровье крохи гораздо важнее, поэтому выяснять реалии, а также разрабатывать план помощи всё же стоит с психологом или психотерапевтом.

Не стоит этого опасаться, иногда небольшие упражнения помогают малышу просто стать увереннее и перестать бояться краха в учёбе или во время соревнований. И, чем быстрее ситуация попадёт под контроль специалиста, тем быстрее кашель отступит.

Создание благоприятного окружения

Вы не сможете уберечь ребёнка от всего мира, но очень уж фрустрирующие моменты стоит убрать из жизни крохи.

Постарайтесь выяснять отношения без его присутствия; в случае конфликта нескольких поколений, почаще объясняйте, что к нему лично это не имеет отношения и именно его все любят.

А вот если ребёнка всячески унижают, не забывайте вставать на его защиту. Даже в случае финансовой зависимости от агрессора. Это очень тяжело, но иначе изменить ситуацию, увы не получится.

Если же протест вызывает младший ребёнок, который появился в семье, сделайте всё возможное, чтобы подружить детей.

Постоянные крики «от усталости» на старшего ребёнка и вычитывание его по типу «ладно малой, ну ты же должен уже понимать…» — самый худший вариант! Боритесь со своей усталостью и своими проблемами без вовлечения детей, ведь вы не спрашивали согласие малыша на появление братика/сестрички, и поэтому он ничего не должен. Не забывайте, что вы и для него остаётесь самым необходимым человеком.

Хотя для этого порою нужно совсем немногое…

Налаживание доверительных отношений

В этом случае малыш сам спросит или расскажет, что его тяготит; попросит лишний раз его обнять или пожалуется на проблемы со сверстниками. Чем честнее будут ваши отношения, чем чаще вы будете обсуждать всё, даже самое плохое, что происходит в жизни, тем легче малыш будет преодолевать любые проблемы, в том числе и психосоматические.

Результаты работы с переселенцами в различных странах, с различной культурой показали, что дети, могущие свободно поговорить с родителями о своих страхах, попросить поцеловать и обнять их, легче переносят стрессы и проще адаптируются к новым условиям среды.

Советы родителям

Быть родителем – сложная миссия. И очень страшно бывает порою признать, что в неприятностях, свалившихся на голову нашей крохе, косвенно или явно виноваты мы сами. Куда проще признать виновником кашля инфекцию, чем семейные ссоры и невнимание, вызванное нашей усталостью или неготовностью тратить силы.

Но, если вы читаете эту статью, значит здоровье и благополучие малыша гораздо сильнее личностных мифов. Поэтому, анализируйте, следите за реакциями малыша, а ещё лучше – обращайтесь за помощью к специалисту, и психосоматический кашель обязательно отступит.

Источник: http://depressio.ru/nevrozy/psyhosomatika/680-psixosomatika-kashel-u-rebenka.html

О здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: